logo

Интервью корреспондента Первой спортивной газеты Анастасии Рыбиной с директором школы Чернышевым Александром Сергеевичем

Когда и как спорт пришел в вашу жизнь?

Спорт пришёл в мою жизнь рано. Мой брат, который был на 10 лет старше меня, хорошо играл в волейбол. А двоюродный брат входил в сборную команду области по волейболу. Под окнами родного дома мне отец прокладывал лыжню, поэтому я не помню когда первый раз встал на лыжи – кажется, это было всегда. Будучи школьником я пробовал себя в различных видах спорта, как все ребята того времени. Дольше всего задержался в волейболе. А нашёл себя в ориентировании. Это было уже в выпускном классе. Но тогда ориентирование было молодым видом спорта. Тренировались сами так как тренеров профессионалов не было. Потом некоторые из нас и стали первыми тренерами по спортивному ориентированию.

Расскажите о самых запоминающихся соревнованиях и самых выдающихся учениках.

Удивительно, но помнится многое: и первый лыжный старт вдоль Уводи на школьных соревнованиях у старого цирка, и ориентирование у деревни Калачово осенью 1969 года в проливной дождь, и Плёсские горки, которые с непривычки укатывали сильно. Но больше помнится подготовка и проведение соревнований в качестве начальника дистанции, члена главной судейской коллегии: соревнования по спортивному ориентированию Всесоюзной универсиады 1988 года, Чемпионаты Советского Союза по радиоспорту 1991 года.
С учениками сложнее – каждый помнится и с каждым прожил значительную и значимую часть жизни. Поэтому запоминаются, точнее, царапают неожиданности. Однажды я шёл по улице, и меня останавливает женщина. Приглядевшись, я понимаю, что она мне знакома. Она мне говорит, что очень благодарна нам, потому что её сын Вася, благодаря нам выбрал профессию радиомеханика. Я ей возразил, что Вася занимался у нас только около года. Но оказывается, этого хватило.
Наверное, дуалистичность профессии тренера состоит в том, что с одними учениками ты проводишь очень много времени, (чтобы подготовить мастера необходимо от 5 од 10 лет упорного каждодневного труда тренера и ученика), фактически проживаешь жизнь. Но не менее важно, чтобы другие ученики, придя к тебе не очень надолго (это происходит по разным причинам, как правило, субъективным), успевали усвоить важные, можно сказать стержневые, понятия. В настоящее время, когда по указанию сверху труд тренера приравнивается к оказанию услуги, суть взаимоотношений ученика и тренера значительно изменилась и не в лучшую сторону. Но ещё хуже, что вторую особенность тренерского служения, осуществить практически не возможно.

Как на свет появилась школа, которой вы руководите?

Наша школа появилась в 1978 году. Тогда мальчишки от тяги к техническому творчеству обрывали трубки у телефонов–автоматов. Вот и создали по всей стране около 40 спортивно–технических школ, чтоб были им, где проявляться. Кроме того, в Советской Армии требовались радиооператоры высокой квалификации. Вскоре ДЮСТШ стали готовить таких специалистов. Наши ученики многократно выступали на Чемпионатах Вооружённых сил страны за различные рода войск. Сейчас, к сожалению, востребованность в таких специалистах отсутствует.

Чем занимаются дети и взрослые в школе?

Школа давно раздвинула рамки радиоспорта. Сейчас мы проводим множество различных соревнований от этапов городской спартакиады «Малышок» и культурно-спортивного «фирменного» праздника «Ситцевая верста» до Всероссийских мероприятий. Спортивный лабиринт и краеведческое ориентирование на день города, экстремальное ориентирование продолжительностью от 3 до 24 часов в различных районах Ивановской области и, даже, Костромской, триатлон зимний и летний, соревнования туристической направленности. При таком разнообразии легко выбрать, что тебе ближе и по душе. И ребёнку и взрослому. Вот и выбирают.

В чем особенность работы с детьми?

Особенности работы с детьми. Самое главное – быть настоящим и быть вместе с ними. Но законы сейчас нас толкают быть с бумагами и только после этого с детьми – парадоксальная ситуация, но с бюрократической точки зрения – единственно возможная.

Что вы считаете своим главным достижением?

Главным своим достижением я считаю помощь в проведение около 20 лет соревнований «Памяти друзей» и помощь в установке Креста в их память. На оставшуюся жизнь главная задача: создать систему приемственности в ориентировании от «Малышка», через ориентирование в школьном дворе, студенческое ориентирование до «Ориентирования – здорового образа жизни или спорта здоровых людей».

Как отметили юбилей?

Юбилей отметил хорошо. Старался, чтобы было меньше официоза, больше песен и душевности. Вроде бы это удалось.

А.Чернышев
Апрель, 2013